Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В обществе формы неудовольствия другими, проявления негативизма и агрессии достаточно разнообразны, они существуют и существовали повсеместно, на всех уровнях социума и практически во все исторические эпохи. При этом имеет место связь обозначенных явлений с возникновением такой весьма распространенной формы взаимодействия людей, как конфликт, сыгравший существенную роль в процессе развития общества.
Конфликт – это явление, выполняющее особую роль в психической жизни индивидов, их самореализации, развитии, отношениях друг с другом. В целом понятие конфликта в психологии применяется весьма широко, связываясь практически со всеми разнородными явлениями, которые связаны с психикой индивида. Изучение конфликтных взаимоотношений напрямую связано именно с противоречивым поведением субъекта, вызванного совокупностью внутренних и внешних факторов и при этом характеризуется достаточно сильными эмоциями, переживаниями, которые чаще всего носят негативный оттенок.
Особенности конфликтных взаимоотношений и значимость их изучения для выработки эффективного алгоритма урегулирования конфликтов делают рассмотрение темы «Социально - психологические аспекты конфликтного взаимодействия» актуальным.
Целью данной работы является рассмотрение подходов исследователей к социально - психологическим аспектам конфликтного взаимодействия.
Задачи работы:
- дать общую характеристику конфликтного взаимодействия;
- охарактеризовать позицию зарубежных исследователей о конфликтном взаимодействии;
- раскрыть особенности поведения в конфликтном взаимодействии;
- выявить способы психологической работы с конфликтом.
Предмет исследования – социально - психологический аспект конфликтного взаимодействия.
Теоретическими основами исследования стали работы А.Н. Алексеевой, Г.Г. Бекмаганбетовой, Л. Берковиц, А.К. Болотовой, Р. Бэрона, Е.С. Грининой, Р. Дарендорф, А.К. Зайцева, Ю.Г. Запрудского, А.А. Реана, Р. Фишера и др.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что его отдельные положения и выводы могут быть полезными при регулировании конфликтных взаимоотношений.
§ 1. Общая характеристика конфликтного взаимодействия
Так как конфликт выступает предметом междисциплинарных исследований, то и трактовки его сущности несколько отличаются. Например, Л. Козер конфликт определяет как борьбу за ценности, а также претензии на отдельный социальный статус. С его точки зрения целями состоящих в конфликте сторон выступает ослабление, нейтрализация, нанесение ущерба либо уничтожение соперника [Цит. по: 5].
Конфликт с позиции К. Боулдинга представляет собой ситуацию соперничества, где стороны осознают несовместимость позиций, и при этом каждая сторона старается занять положение, которое несовместимо с тем, которое желает занять другая. Л. Крисберг конфликт трактует как отношение между двумя и более сторонами, уверенных в том, что они имеют несовместимые цели [Цит. по: 5].
А.В. Дмитриева, акцентирует внимание на том, что «конфликт представляет собой предельный случай процесса столкновения социальных противоречий, который выражается в столкновении разных социальных общностей, предопределенный противоположностью либо даже существенным различием их целей, интересов, а также тенденций развития» [10, c. 53]. Ю.Г. Запрудский под конфликтом понимает «явное либо скрытое состояние противоборства расходящихся объективных интересов, тенденций и целей развития социальных объектов, косвенное и прямое столкновение социальных сил именно на почве противодействия действующему общественному порядку» [11, c. 43].
Конфликт по мнению Н. Косолапова являет собой «реальное взаимодействие между людьми либо сложными социальными субъектами, в рамках которого цели одних участников конфликта достигаться могут исключительно за счет ущемления, того или иного ограничения действительных либо воспринимаемых интересов, целей, статуса или прав других» [14, c. 36].
B.C. Семенов склоняется к мнению, что под конфликтом необходимо понимать сознательное противостояние субъектов, а также субъективных объединений, которые возникают на основе действующих в обществе как объективно-субъективных, так и реально-субъективных противоречий, отражающие собой конкретные позиции и интересы разных людей и различных групп, и при этом «выражающееся индивидуальной либо групповой субъективностью именно в сознательно ставящихся программах действий, целях, в реально проводимых согласно с ними практических действиях, борьбе, поведении» [22, c. 73].
Конфликт как таковой в психологическом словаре раскрывается в качестве «столкновения противоположно направленных, друг с другом несовместимых тенденций, отдельного эпизода в сознании, в процессах межличностных взаимоотношениях либо же в межличностных отношениях индивидов или отдельных групп людей, которое напрямую связано с отрицательными эмоциональными переживаниями» [15, c. 121].
То есть можно резюмировать, что практически все определения конфликта строятся на основе таких понятий, как противодействие, противоречие, противоборство, противоположность, противостояние. В целом конфликт можно понимать как в широком, так и узком значении. Конфликт в широком понимании – это одно из разновидностей общественных отношений, где стороны воспроизводят через цель, которая лежит в его основе, потребности, интересы, стремления, реализуемые в борьбе. Конфликт в узком смысле выступает в качестве одного из разновидностей социального взаимодействия, который характеризуется осознанным и прямым столкновением его участников.
Выделяются такие основные виды конфликта: 1) внутриличностный; 2) межличностный; 3) межгрупповой; 4) конфликт между личностью и группой. Межгрупповой конфликт представляет собой столкновение интересов коллективов, отдельных общественных объединений [1]. Межличностный конфликт во взаимодействии оппонентов проявляться может по-разному. В их числе выделяют скрытые и открытые конфликты, отражающие степень отношения индивида к ним. Во многом разрешение конфликта зависит от того, в какой именно форме он выражен. Так, открытый конфликт нередко называют осознаваемым. То есть, индивид, вступая в конфликт с кем-то из своего окружения, практически полностью отдает себе отчет, что с ним происходит. При скрытом конфликте его участники не осознают всей серьезности сложившейся ситуации, что может не проявляться продолжительное время, пока один из оппонентов не примет решение перейти к активным действиям [1].
Конфликт между личностью и группой возникает в том случае, когда имеют место, например, неформальные молодежные группы. В них имеются свои правила общения и поведения. Каждый член такого объединения соблюдать их. При этом непринятие данных норм за собой влечет негативные последствия в виде конфликта [1].
Необходимо указать, что имеется две точки зрения относительно значения конфликта в жизни общества: 1) конфликт как негативное явление; 2) конфликт как явление положительное. Отечественные исследователи в своих трудах больше склоняются к первой, полагая, что конфликт является крайней формой обострения противоречия. При этом они его рассматривают в качестве разрушительного и деструктивного явления. В этом свете конфликт нарушает систему коммуникаций, устоявшихся между общностями людей взаимосвязей, а также заметным снижением между ними групповой сплоченности. Социальная опасность конфликта обусловлена возможностью физического и психологического насилия, а также осознание связанных с любым конфликтом разного рода издержек: человеческих, нравственных, материальных. Также конфликт нередко под угрозу т ставит о относительное благополучие, которое люди всячески стремятся сохранить [5].
В свою очередь видение в конфликтах положительной стороны обусловлено тем, что конфликт способен выступать как один из элементов развития общества. Подобное положение поддерживают преимущественно западные теоретики. В сущности, своей столкновение – это вполне нормальное явление общественной жизни. Так как уйти от конфликтов практически невозможно, то конфликт в качестве социально-психологического явления неизбежен. Конфликт в некоторой степени способен поддерживать жизнеспособность общества как отдельной системы, выступая в качестве проявления одной из форм ее естественной эволюции, обновляя и преобразовывая общественные отношения. Изначально развития, движения вперед без конфликтов невозможно, поэтому он является способом разрешения противоречий. Нередко конфликт актуализирует имеющие место нерешенные проблемы, обозначает позиции сторон, а та
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александров, А.А. Конфликт как социальное явление [Текст] / А.А. Александров // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2009. – №113. – С. 246-250.
2. Алексеева, А.Н. Влияние самооценки на способ разрешения конфликтных ситуаций [Текст] / А.Н. Алексеева. – СПб., 2017. – 232 с.
3. Бекмаганбетова, Г.Г. Конфликтность как психологическая проблема / Г.Г. Бекмаганбетова // Вестник Костромского гос. Ун-та. Сер. Педагогика. психология. Социокинетика. 2007. Вып. 3. С. 141-147. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konfliktnost-kak-psihologicheskaya-problema/viewer.- (дата обращения:09.10.2023)
4. Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль [Текст] / Л. Берковиц. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2017. – 512 с.
5. Боженко, В.А. Определение понятия «конфликт» [Текст] / В.А. Боженко // Вестн. Рос. ун-та Дружбы народов. Сер. : Юридич. науки. – 2020. – №2. – С. 53-60.
6. Болотова, А.К. Прикладная психология в бизнес-организации [Текст] / А.К. Болотова, А.В. Марртынова. – М.: ИД ВШЭ, 2018. – 246 с.
7. Бэрон, Р. Агрессия [Текст] / Р. Бэрон. – СПб., 2016. – 232 с.
8. Гринина, Е.С. О традиционных подходах к пониманию межличностного конфликта в зарубежной психологии / Е.С. Гринина // Известия Саратовск. Ун-та. Сер. Акмеология образования. 2010. Т.3. №1. С. 10-18. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-traditsionnyh-podhodah-k-ponimaniyu-mezhlichnostnogo-konflikta-v-zarubezhnoy-psihologii/viewer.- (дата обращения:09.10.2023)
9. Дарендорф, Р. Элементы теории социального конфликта [Текст] / Р. Дарендорф // Социс. – 1994. – № 5. – С. 142-147.
10. Зайцев, А.К. Социальный конфликт [Текст] / А.К. Зайцев. – М.: Юрайт, 2017. – 312 с.
11. Запрудский, Ю.Г. Социальный конфликт [Текст] / Ю.Г. Запрудский. – Ростов н/Д. 2012. – 214 с.
12. Кареткевич, А.Г. Проблемы социального взаимодействия в трансформирующихся переходных обществах [Текст] / А.Г. Кареткевич // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. – 2009. – № 6. – С. 28-31.
13. Кишко, М.В. Типы конфликтного взаимодействия: психосемантический анализ [Текст] / М.В. Кишко, Е.Л. Доценко // Фундаментальные исследования в области гуманитарных наук. – Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2003. – С.112-116.
14. Косолапов, Н. Конфликты постсоветского пространства: проблемы дефиниции и типологии [Текст] / Н. Косолапов // МэиМО – 1995. – №2. – С. 34-39.
15. Краткий психологический словарь [Текст] / под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1987. – 498 с.
16. Крюков, Н.А. Структурное представление эволюции конфликта [Текст] / Н.А. Крюков, Т.В. Крюкова // Конфликтология XXI века. Пути и средства укрепления мира. – СПб., 2014. – С. 101-103.
17. Нагайцев, В.В. Основные элементы социального конфликта [Текст] / В.В. Нагайцев // Социология в современном мире: наука, образование и творчество: сборник статей. Вып. 6. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2014. – С. 156-160.
18. Орланова, А.И. Специфика развития отечественной конфликтологии / А.И. Орланова // Вестник Рос. ун-ьа дружбы народов. Сер. : Социология. 2013. Вып. 4-5. С. 132-137. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-razvitiya-otechestvennoy-konfliktologii/viewer.- (дата обращения:09.10.2023)
19. Пищик, В.И. Ситуационный анализ конфликтного взаимодействия сотрудников компании, принадлежащих к поколениям X и Y [Текст] / В.И. Пищикm Н.В. Королева // Социальная психология и общество. – 2018. – Т. 9. – № 1. – С. 78-89.
20. Пустовалова, Е.В. Социальное взаимодействие в конфликте / Е.В. Пустовалова // Вестник НГУЭУ. 2020. № 1. С. 219-226. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-vzaimodeystvie-v-konflikte/viewer- (дата обращения:09.10.2023)
21. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология [Текст] / А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2000. – 408 с.
22. Семенов, B.C. Россия в сети конфликтности: между взрывом и согласием [Текст] / В.С. Семенов //СОЦИС. – 1993. – №7. – С.72-76.
23. Сидоренков, А.В. Современные исследования конфликтов в области малых групп в отечественной психологии / А.В. Сидоренков, О.Ю. Шипитько, Ю.В. Обухова // Психологические исследования. 2017. Т. 10, № 55. С. 9. [Электронный ресурс]. URL: http://psystudy.ru. – (дата обращения: 08. 10. 2023).
24. Соломатина, Е.Н. Теоретико-методологические подходы к исследованию социального конфликта [Текст] / Е.Н. Соломатина // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 18. Социология и политология. – 2012. – № 4. – С. 70-83.
25. Фишер, Р. Путь к согласию, или переговоры без поражения [Текст] / Р. Фишер, У. Юри; пер. с англ. А. Гореловой. – М.: Наука, 1992. – 158 с.
26. Хачатурова, М.Р. Роль третьей стороны в разрешении межличностных конфликтов [Текст] / М.Р. Хачатурова, Д.М. Пойманова. // Психология. – 2014. – №3. – C.164–176.
27. Хертель, А. фон. Профессиональное разрешение конфликтов [Текст] / А. фон Хертель. – СПб.: Изд-во Вернера Регена, 2017. – 188 с.
28. Шагако, Д.С. Конфликтное взаимодействие как важнейший источник возникновения насилия в обществе [Текст] / Д.С. Шагако // Вестник ОГУ. – 2011. – №6. – С. 14-27.
29. Штроо, В.А. Практический психолог как посредник. психологическая работа с организационными конфликтами [Текст] / В.А. Штроо // Журн. практич. психолога. – 2017. – № 2. – С. 89-113.